Главная Новости Городские новости История длиною в 75 огненных лет

История длиною в 75 огненных лет

16 пожарная часть, которая обеспечивает безопасность АО «Автомобильный завод «УРАЛ» сегодня празднует 75 летний юбилей. Страницы истории 16 ПЧ имеют как взлеты, так и падения впрочем, все это уже в прошлом. Сегодня часть имеет профессиональную команду и необходимое техническое снаряжение, чтобы сражаться с огненной стихией. 

В 1938 году в городе Миассе было начато строительство «Авиабомбового» завода № 316, на месте ныне существующего Автомобильного завода «Урал». Спустя два года для охраны строящегося завода была организована профессиональная пожарно-вахтерская команда. Располагалась она в деревянном сарае неподалеку от строительной площадки. В то время на вооружении пожарных был ручной пожарный насос, 4 бочечных хода и 6 лошадей. В марте 1941 года пожарной команде был выделен грузовой автомобиль, на который огнеборцы своими силами установили цистерну и прицепную мотопомпу.

С началом второй мировой в Миасс был эвакуирован Московский «Автомоторостроительный» завод имени Сталина, который был в дальнейшем переименован в «УралЗиС». Вместе с ним управлением пожарной охраны Челябинской области в Миасс был командирован военизированный личный состав для охраны строящегося объекта. Прибыла из Челябинска и пожарная техника с полным пожарно-техническим вооружением и снаряжением. Огнеборцев и технику разместили в помещении старого сарая.

Приказом НКВД СССР № 00220 от 29.01.1942 года было принято решение о создании пожарной части по охране «УралЗиС», эту дату принято считать днем образования 16 пожарной части.

История 16 пожарной части имеет немало взлетов и падений. В 1943 году, после принятия решения правительства по перепрофилированию завода на выпуск автомобилей, встал вопрос о расширении и реконструкции завода. Строился завод, постепенно разрастался и город. Появилась необходимость расширения штатной численности пожарной команды. В связи с этим в 1945 году началось строительство нового пожарного депо, на базе которого и была создана пожарная часть №16 по охране Уральского автомобильного завода. В 1947 году личный состав части справил новоселье в новом депо, но работы по благоустройству здания продолжались еще год. Производились они силами личного состава части в свободное от службы время.

Со временем завод перешел на выпуск большегрузных автомобилей повышенной проходимости «Урал–375» и одними из первых их достоинство оценили сотрудники пожарной охраны, которые получили на вооружение пожарные машины АЦ–40 на базе «Урал–375».

Для обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте в 1974 году при СВПЧ-16 была создана группа профилактики, которая насчитывала 5 инструкторов и 5 помощников инструкторов. Их задача состояла в обучении рабочих и служащих завода правилам пожарной безопасности и способам тушения. Одними из первых «профилактиков» пожарной безопасности на заводе были Сергей Киселев и Валентина Кинер — ныне почетные ветераны.

В 1993 году произошел переход с 3-х сменного на 4-х сменное дежурство личного состава части. На тот момент пожарная часть № 16 насчитывала в своих рядах 68 сотрудников, финансирование которых производилось за счет завода. К этому времени из-за нестабильности в экономике страны, производительность завода стала резко падать, к тому же уменьшился сбыт выпускаемой продукции, что повлекло сложности с выплатой зарплаты сотрудникам части. Сначала длительные задержки в выплате, а затем и переход на талонную систему. 3 тяжелых года не прошли для части бесследно, многие сотрудники уволились, не выдержав финансовых трудностей, но остались самые надежные и преданные делу люди. Старейшими сотрудниками части являются: начальник 1-го караула капитан внутренней службы Александр Насретдинов, который работает в ПЧ-16 с 1981 года. Помощники начальника караула Радик Гафаров работает с 1986 года, Ринат Мухаметшин трудится с 1988 года, Александр Сандаков с 1989 года.

В 1996 году 57 человек личного состава были переведены на областное финансирование кроме 14 инспекторов и младших инспекторов, которые были сокращены в связи с отсутствием возможности финансирования. И до 2002 года профилактическая работа по пожарной безопасности на Уральском автомобильном заводе не проводилась. Однако с 1 ноября 2002 года в ПЧ–16 была вновь организована профилактическая группа по обслуживанию ОАО «АЗ «Урал»».

30 июня 2012 года согласно штатному расписанию 16 пожарная часть была развоенизированна. Начался очень трудный период, его можно назвать «периодом становления». Были набраны новые работники. Штатная численность части составляла 58 человек, весь состав находился на финансировании завода. На вооружении части находилось 2 автомобиля «Урал»-43222. Впрочем, под чутким руководством начальника части Сергея Фамбулова новый коллектив преодолел трудности и зарекомендовал себя как профессиональная и ответственная команда.

Сегодня 16 пожарная часть является объектовой и следит за безопасностью АО «Автомобильный завод «УРАЛ», но при этом всегда готова прийти на помощь горожанам.

В день празднования 75летней годовщины создания пожарной части в актовом зале 16 ПЧ прошло торжественной собрание, на которое были приглашены представители охраняемого объекта, ветераны, начальники частей прошлых лет. Начальник части – Игорь Рыжов во вступительном слове выразил благодарность всем присутствующим за работу.

«В нашем деле главное – это команда. Когда ты чувствуешь, что есть на что опереться, когда ты готов подать руку помощи. Мы много лет обеспечиваем охрану завода на высоком уровне, давайте продолжим совершенствоваться и расти профессионально вместе», — предложил начальник 16 пожарной части Игорь Рыжов.

Затем последовало награждения отличившихся работников. Благодарственные письма и грамоты приготовило как руководство 16 ПЧ, так и Автомобильный завод «УРАЛ».

Звучало много поздравлений, ветераны вспоминали истории былых трудовых будней, но лейтмотивом встречи стала невероятная преданность своему делу, которое порой бывает очень опасным.